ЭКСПЕДИЦИИ ОБЩЕСТВА ПРОТОКУЛЬТУРЫ "МЕЗОСОЗНАНИЕ АЛЬФА"
Leader to expeditions - Olard Elivili Dixon - an ethnographer, author of the books on traditional culture of Siberia, dedicated to shaman, member to organizations Tuvinian shaman "Dungur" (Buben) Kyzyl, and associations shaman clan "Crow and Small Swan" - "Hohorey-Kuth" Moscow-Yamal, as well as leader ethnographic society "Mezosoznanie alpha". The co-chair of expeditions is Mrs. Shonchalay Hovenmey (Hakasiya, Tuva) - teacher of the north dance and nut-energy complex.
Conduct the expeditions on secret places of Siberia, the Russian North and Far West. The Purpose to expeditions is a study the shamanism, collection of the shaman folklore, pilgrimage on places of power, contact with traditional shaman.
Expeditions are planned:
1. Hakasiya – Tuva – Mongolia
2. Hakasiya - Tuva
3. Buryatiya - island Olihon
4. Yamalo-Nenets autonomous county.
There are possible the development of individual route on the whole territory of Siberia and North, Undertaking the learning seminars and training on Siberian shamanism.
|
Руководитель экспедиций - Олард Эльвиль Диксон - этнограф, автор книг по традиционной культуре Сибири, посвященный шаман, член Организации тувинских шаманов «Дунгур» («Бубен»), г. Кызыл, и объединения шаманских кланов Ворона и Малого лебедя «Хохорэй-Кутх» (Москва-Ямал), руководитель этнографического общества «Мезосознание альфа». Соруководитель экспедиции – Шончалай Ховенмей (Хакасия, Тува)- преподаватель северного танца и психоэнергетических комплексов.
Целью проводимых экспедиции по сакральным местам Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, является изучение шаманизма, сбор шаманского фольклора, паломничество по местам Силы, общение с традиционными шаманами.
|
Проведенные экспедиции
2003 г. - «Шаманы и шаманизм Центральной Азии». Хакасия - Тыва;
2005 г. - «Шаманский фольклор». Хакасия - Тыва;
2006 г. - «Шаманское целительство». Хакасия - Тыва;
2007 г. - «Шаманизм древних саами». Лапландия - Соловецкие о-ва - Архипелаг Кузова;
2008 г. - «Карты путешествия души шамана». Хакасия - Тыва.
Этнографическая экспедиция Места силы Тува - Хакасия 2011
"Священная земля Кес-камов" - шаманы из рода Кес
Хакасия
1 день. Приезд группы в пос. Шира (северная Хакасия). Размещение в гостинице при артели старателей «Унгур». Курганы Ширинского района.
2 день. Отъезд из Шира и прибытие к святилищу «Пещера Кошкулак». Ночевка у подножия горы в палатке (возможны изменения – пещера Пик Пандоры, грот Археологический, в этом случае данный раздел займет два дня).
3 день. Прибытие на святилище «Четвертый Сундук». Пятый Сундук – грот «Двух Змей»; Четвертый Сундук – петроглиф сцена посвящения в шаманы. Ночевка на привале, для желающих – встреча Солнца на Пятом Сундуке.
4 день. Прибытие на святилище «Первый Сундук». Отъезд в г. Абакан, размещение в частном секторе.
Тува
5 день. Отъезд в г. Кызыл. Посещение географического Центра Азии, обряд на р. Енисее. Размещение в частном секторе.
6 день. Обряд встречи Восходящего Солнца – открытие круга дня. День в Кызыле. Краеведческий музей им. 60-ти богатырей, шаманская атрибутика в центрах «Ольчей» и др.
7 день. Отъезд в г. Ак-Довурак. Цель - Барун-Хемчикский район (Западная Тува).
8 день. Посещение святых мест: обаа на перевале Теректиг-Арт, Дырявая скала Уттуг-хая, наскальные рисунки Бижиктиг-хая, освящение духа каменного изваяния Чингис-Хан.
9 день. Выезд в долину р. Алаш. Поклонение духам местности на источнике Кара-Суг-Бажи.
10 день. Обаа на перевале Обаалыг-Арт (Хону-Арт).
11 день. Долина р. Алаш. Посещение целебного источника Кок-Даш – Синий Камень.
12 день. Обряд освящения Дерева-Шаман. Выезд в г. Ак-Довурак.
13 день. Приезд в г. Кызыл. Кундустуг, гора Догээ.
14 день. Отъезд в г Абакан. Древнее захоронение шаманов, обрядовый столб для проведения праздника «Чыл Пазы», краеведческий музей, аллея идолов, круг идолов.
15 день. Минусинский краеведческий музей – крупнейшее в Сибири собрание каменных идолов. Отъезд в Москву.
*В программе возможны изменения из-за погодных условий и других факторов!!! Условия – походные, местами – экстремальные!!!
Проезд:
Группа отправляется из Москвы.
Поезд: Москва - Абакан (3,5 суток) или самолет: Москва - Владивосток (в Абакане - дозаправка) (4,5 часов);
Стоимость проезда туда и обратно (по данным на 2008 г. ):
самолет - 22 000 руб.;
поезд (купе) - 14 000 руб.
Проживание:
В Абакане: частный сектор, гостиница «Контегир»;
В Шира: Артель старателей «Сибирь»;
Полевая работа: частный сектор, под открытым небом.
Стоимость проезда туда и обратно до Кызыла (из Абакана) - 2500 руб.
Проживание:
В Кызыле: в юрте одного из старейших шаманов Тувы.
Полевая работа: частный сектор, под открытым небом.
Планируемые экспедиции
- «Места Силы». Хакасия - Тыва, Монголия;
- Международная конференция по шаманизму на о. Ольхон, Бурятия;
- «Хохорэй мин - боевое искусство Арктики». Поездка к ненецкому шаману и мастеру северных боевых искусств в стиле хохорэй мин. Ямало-Ненецкий АО;
- «Куйва - повелитель ветров». Лапландия, Кольский п-ов, Сейдозеро;
- «Лабиринты и сейды». Архангельская обл., Заяцкие о-ва - Карелия, архипелаг Кузова;
- «Шаманизм Нижнего Амура». Хабаровский край;
- «Онежские петроглифы». Онежское озеро, Бесов и Пери носы;
По вопросам участия в экспедициях обращайтесь по тел:
8-903-125-44-29. либо на hovenmey@mail.ru
Возможна разработка индивидуальных маршрутов по Крайнему Северу, Сибири и Дальнему Востоку.
Шаманские достопримечательности - Места силы
Хакасии и Тывы
Хакасия и Тыва по насыщенности памятников древней культуры - более 50 тыс., и плотности их расположения признаны настоящими музеями под открытым небом, Меккой археологов и шаманов.
ХАКАСИЯ
Большой Салбыкский курган располагается на севере Уйбатской степи и относится к IV веку до н.э. Первоначальная высота кургана достигала 25-27 м, с окружностью около 500 м (сейчас высота кургана 10-11 м. Земляную насыпь окружают каменные плиты по 30-50 тонн, испещренные различными изображениями - петроглифами. Внутри каменной ограды, сравнимый с известным Стоунхенджем, некогда находился деревянный склеп в виде пирамиды, в котором был погребен правитель динлинов (древний народ, проживавший на территории Хакасии - Хонгороя). Поэтому Салбык принято называть Долиной Царей Динлин-го.
О Салбыкском кургане и предваряющих его Вратах ходят многочисленные легенды о нападении потревоженных духов на туристов, ступивших на священную землю без обряда очищения. Сами хакасы обходят это место стороной после произведенных здесь в середине 1950-х гг. раскопок, во время которых были разгневаны духи-охранители покоя царя. Но шаманы нередко посещают Салбык, проводя на кургане и Вратах обряды, моленья и медитации.
Хакасский республиканский краеведческий музей г. Абакана включает экспонаты по археологии и этнографии и имеет 50-тысячный фонд. Особо примечательны многочисленные каменные изваяния шаманской культуры, так называемые окуневские стелы, собранные по всей Хакасии. На первом этаже музея они образуют круг, внутрь которого не рекомендуют заходить (детям - нельзя) из-за огромной давящей силы, исходящей от каменных исполинов, так же памятники неолитической культуры располагаются и под открытым небом, образуя аллею. Стелы обслуживаются шаманами, а простые люди приходят к ним за покровительством и для лечения, обмазывая рты древних божеств маслом.
Музей включает многочисленные изделия из ранней бронзы, керамики, образцы шаманской атрибутики и одежды. Экспозиция объединяет многие племена и народы, в разное время населявшие Алтае-Саянское нагорье и Южно-Сибирскую котловину, показывает культурный обмен между ними и их соседями из Тувы, Монголии, Китая и даже Средней Азии.
Кошкулакская пещера находится в Ширинском районе близ с.Топаново. Глубина пещеры - 40 м, протяженность - более 700 м. Это древнейшее культовое место, где раньше совершались жертвоприношения, даже человеческие. Местные жители называют пещеру - Ах-Чул (Белая пещера), но больше она известна как пещера Черного Дьявола. Об этой пещере ходит много слухов и легенд, повествующих о духе шамана, который охраняет особое место - колодец, ведущий на нижний ярус. Считается, что дух шамана ищет возможность вселиться в человека, чтобы передать ему великую целительную силу, но человек при этом станет пожирателем душ других людей.
Вход в пещеру и первый ярус неоднократно исследовался, но колодец, где, по легенде, покоится некий источник силы и могущества, остался малоизученным, неизвестна даже его протяженность. Некоторые считают, что где-то в гротах Ах-Чула спрятано золото атамана Соловьева.
Одни обходят Кошкулак стороной, другие считают его святыней, обладающей целебной силой, способной дать исцеление от бесплодия. Кошкулакскую пещеру не рекомендуют посещать не подготовленному человеку; хранителя пещеры неоднократно видели, как местные жители, так и ученые.
Хуртуях тас - это каменное изваяние старой беременной женщины, которую называют шаманской Матерью-Богородицей. В 2003 году Хуртуях тас была перевезена из Хакасского краеведческого музея и установлена на исконном месте близ села Ворошилово. Вокруг было воздвигнуто ограждение, возведена юрта. Это место поклонения и прошения о благополучии назвали Музеем одного камня под открытым небом.
К Хуртуях тас издревле приходили на молебен женщины, не имевшие детей. Даже во времена советской власти рот каменной бабы был всегда обильно смазан жиром и маслом. Сейчас на Хуртуях тас возлагают надежды, что она поспособствует увеличению численности хакасов и даст свое покровительство. В духе бабы заключена сила предков, будущее процветание народа.
Святилище Сундуки расположено в Ширинском районе. Оно представляет собой девять гор, по одной из которых назван весь комплекс. Первый Сундук, или гора Онло (Обзорная скала) - это древняя обсерватория для вычислений будущих затмений. Считается, что на Первом Сундуке даже обычный человек становится целителем. Согласно легендам, на ее вершине, где имеется скальный останец прямоугольной формы (отсюда и название), великаны спрятали золото. На Четвертом Сундуке имеются древние петроглифы, показывающие обряд посвящения в шаманы, на Пятом Сундуке есть специальное углубление, где раньше проводили ночь шаманы, чтобы получить видение.
ТЫВА
Краеведческий музей им. 60-ти богатырей расположен в географическом Центре Азии, в городе Кызыле. Музей славится, прежде всего, своей шаманской экспозицией - одежда, бубны, вместилища духов, каменные изваяния и т.д. Имеется зал, посвященный тибетской школе буддийской живописи - танка. Во дворе музея стоит избушка, где ведет прием пожизненный президент тувинских шаманов, обладатель звания Живое сокровище шаманизма, доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан.
Религиозная организация тувинских шаманов «Дунгур» («Бубен») большой деревянный дом в г. Кызыле. Это очень живописное место, куда непременно заходят все, посещающие Тыву. Здесь их ведут прием шаманы, во главе с председателем Надеждой Сат. Здесь можно очистить душу, узнать свое будущее, поправить здоровье и обрести нужный совет. По договоренности, можно выехать вместе с шаманами на места силы, посетить многочисленные целебные источники - аржааны, поклониться святым местам.
Республика Тыва считается центром шаманизма, единственным местом в России, где шаманы не потеряли линию преемственности (Тува вошла в состав СССР только в 1944 году).
Гора Хайыракан (Медвежья гора) находится в двух часах езды от г. Кызыла, недалеко от п. Шагонар. Это одна из главных святынь тувинского народа, как шаманистов, так и буддистов. 21 сентября 1992 года Хайыракан освятил Далай Лама IV.
Хайыракан дает силу тому, кто приходит с открытым сердцем, а так же может дать исцеление, кому это нужно. Сейчас у подножия горы шаманы совершают свои обряды, а ламы - свои.
Кара-Суг - это знаменитый аржаан (источник) в Чаа-Хольском кожууне, несущий в своих водах целебную силу. Считается, что духи Кара-Суга лечат кости и суставы. С середины лета рядом с аржааном устраивается целый лагерь из паломников, которые обмываются его целебной водой, пьют воду из источника, очищают свою душу. Кара-Суг - это красивейшее место Тывы. Подход к аржаану увешан чалама (ленточками для духов местности), рядом стоит огромное изваяние Будды Шакьямуни. Сюда приезжают шаманы и буддисты, для проведения обрядов.
ТАЙНА ГОРЫ БАЙ ТАЙГА
Рассказывает тувинский шаман Чочагар Кес-Кам
Я происхожу из рода Кужугет. Эту легенду передали мои предки, жившие в долине верхнего и среднего течения реки Алаш.
На вершине священной горы Бай Тайга, что находится в Западной Туве на территории Барун Хемчикского района, часто бывают снежные бури, крутящиеся в виде воронки. Многие считают, что это большая черная дыра, выходящая за пределы Земли. В любое время года гора находится в объятиях облаков и туманов, ясная погода бывает очень редко. На вершине покоятся круглые гранитные камни красноватого цвета. Такими же камнями засыпана и вся долина реки Алаш. Видимо, эти камни лежат здесь уже миллионы лет; ветер, вода, дождь и снег отшлифовали их так, что они стали абсолютно круглыми и гладкими.
Старики говорят, что до сих пор никто не смог подняться на вершину Бай Тайги. Как только кто то приближался к ней, неведомая сила отрывала его от земли. Из за страха человек убегал от этой силы, спускаясь вниз, или даже исчезал бесследно. Поэтому люди боялись подниматься на гору и совершали моления в честь священной Бай Тайги.
У подножия самой высокой вершины Бай Тайги, под отвесными скалами, есть Зеленное озеро – Ногаан Холь. Вода в нем, каким то странным образом течет по горе снизу вверх. Возможно, это происходит из за мощного потока воздуха, стремящегося в верхние слои атмосферы, при очень низком давлении. С давних пор мои предки посещали озеро Нагаан Холь как целебный источник. Оно считалось таинственным местом Силы, наделенным особой энергетикой.
Есть и другая легенда быль. Тува и Монголия в течение 150 лет находились под игом Китайской империи. В 1911 г. монголы и тувинцы объединились и разгромили китайские войска. Это сражение получило название Кобдинской битвы. Во время нее особой отвагой и бесстрашием отличились тувинцы добровольцы. Это заметил Его Святейшество Богдо Кегээн VIII Джецун Дамба Ринпоче – духовный и светский глава Монголии. Он решил, что тувинцам помогает какая то таинственная Сила, что за ними стоит незримая защита. Чтобы выяснить природу этой Силы, в начале XX века он посетил Туву. Его внимание привлекла священная гора Бай Тайга. Во время проведения обряда освящения этой горы ему явился могущественный хозяин – дух Бай Тайги в виде огромной воронки (черной дыры), соединяющей вершину горы с космосом. Его Святейшеству ничего не оставалось, как только поклониться этой Силе. Он сказал, что Бай Тайга – это одно из самых редчайших мест на земле. Огромная воронка, крутящаяся на вершине вокруг своей оси, как бы высасывает негативную энергию планеты. С тех пор буддийские ламы каждый год проводят обряд освящения Бай Тайги. Считается, что Бай Тайга является местом основания буддийской веры в Туве, ее сердцевиной. Так было завещано Его Святейшеством Богдо Кегээном VIII Джецун Дамба Ринпоче.
Во время «Перестройки», когда в Туве начала возрождаться духовность, мои предки, начиная с 1992 года, вновь стали проводить обряды освящения святых мест, в том числе совершать поклонения святой Бай Тайге. Эта гора связана с небесами Хаан Тенгер Хайыракан. Мои предки знали, что стоит человеку только поклониться этой священной горе, и он тут же получит благосклонность великого духа, очиститься от негативной энергии и исцелится от всех болезней.
С детских лет я вместе с родителями каждый год приезжаю на родину предков, чтобы принять участие в обряде освящения Бай Тайги. В начале освящается огромная лиственница – Бай Дыт – Дерево Богатства, что стоит в местечке Калбак Доргун. Затем, проводится обряд у Дерева Шаман – Хам Дыт на берегу реки Алаш. Возраст Хам Дыт составляет примерно 400 500 лет, толщина его достигает трех человеческих обхватов. В прошлом, этого гиганта освящали такие великие шаманы как Кужугет Шокар Хам, Кужугет Кес Хам, Ооржак Шокар Хам и другие. Помимо этого, мы освящаем целебный источник – аржаан в местности Кок Даш. На обряд собираются все родственники.
При подходе к долине реки Алаш мы всегда останавливаемся на перевале Хону Арт. Там находится обаа – груда камней, место для проведения обряда подношения пищи духам местности. Там обитает самый сильный дух – сатпак. С Хону Арт уже видна вершина священной Бай Тайги и слабые очертания черной дыры – воронки, уходящей в небо. Только после обряда освящения обаа мы приезжаем к месту проведения основного ритуала, связанного с благословением священной Бай Тайги. Во время обряда – сан салыр – мы подносим белую пищу, сжигая ее на огне. Обряд заканчивается всеобщим праздником с песнями, танцами, национальными играми – борьбой хуреш и конными скачками. Все получают хороший заряд энергии, очищаются от негативных последствий стрессов и пережитых проблем, а также исцеляются от всех болезней.
Этот обряд связан с пятью элементами, из которых состоит физическое тело человека, – огнем, водой, воздухом, землей и пространством. Таким образом, он создает гармоничное взаимодействие тела с окружающей средой, так же состоящей из тех же самых элементов. Человек получает мощный толчок для самовосстановления и самоочищения от негативной энергии, возникающей из за разрушительной деятельности самого человека.
Священная гора Бай Тайга является уникальным местом на планете, которое мы должны использовать для укрепления связи человека с природой, а также для предотвращения процессов глобального потепления и загрязнения окружающей среды.
(c) LIVEJOURNEY.RU - при использовании материала обязатеньна ссылка на сайт
Картина вышивка танец лапландских шаманок авторская работа Шончолай Ховенмей 1998 год
Цена 13500руб.
|
Более подробную информацию о сакральных местах Центральной Азии (Хакасия, Тыва, Алтай, Бурятия) можно найти в книге руководителя экспедиций Оларда Диксона «Шаманскими тропами» (изд. «Велигор», Москва, 2007).
|
|
|